Наша группа ВКонтактеНаша группа ВКонтакте

Высокое Запорожье: 50 фотографий с самого высокого крана в Украине

В Запорожье, как и в любом крупном регионе, издавна существовали памятки, места и объекты, которые так или иначе становились в массовой культуре "лицом" города, его визитными карточками и символами. Запорожское казачество, ДнепроГЭС, остров Хортица, мощный заводской индустриальный комплекс - вот лишь часть того, что возникает в сознании многих людей при упоминании слова "Запорожье". Большинство этих символов уже давно отпраздновали не одно десятилитие и даже столетие, но есть и более "молодые" визитные карточки нашего края, и отнюдь не все из них вызывают гордость при упоминании. Одним из таких символов, уже почти ставшим легендой, стало "строительство" мостов через Днепр, начатое ещё в далёком 2004 году...

Едва начавшись, процесс строительства столь желанных для запорожцев (а особенно - для жителей правобережного Хортицкого района) мостов то и дело приостанавливался. Стоило работам на какое-то время возобновиться, как через короткий промежуток времени по доброй традиции то заканчивались деньги, то единственный в Украине плавучий кран с гордым именем "Захарий", который был крайне необходим для постройки мостового перехода, внезапно упал во время строительства столь же многострадального Подольско-Воскресенского моста в Киеве. Из-за этого досадного события проект наших мостов немного изменили, но и тут начались новые проблемы - сначала строители долгое время не могли забуриться в дно Старого Днепра; когда же им всё-таки это удалось, спустя некоторое время снова закончились деньги.

Работы по строительству долгое время были полностью заморожены, сами же недостроенные мосты местные жители окрестили "памятником коррупции". Стройка, призванная решить одну из самых серьезных транспортных проблем города, превратилась в по-своему красивую монументального вида "заброшку" - здесь стали организовывать фотосессии (в том числе и свадебные), множество людей ежедневно приходят сюда полюбоваться видами города, да и видом самой стройки тоже. Романтические встречи, слёты неформальных сообществ, паломничество руферов, сталкеров и просто любителей индустриально-урбанистических пейзажей со всей Украины и даже из-за рубежа - чего только не видели эти мосты за последний десяток лет. Лишь несколько месяцев назад на момент публикации этого рассказа, наконец возобновились работы по строительству, но - лишь частично, строят сейчас развязки и мост через Старый Днепр, на "большом" же сооружении, которое должно когда-нибудь стать красивым вантовым мостом, работы в настоящее время по-прежнему не ведутся.

Особенностью наших новых мостов стал огромный высокий пилон - опора, к которой будут (или не будут?) крепиться ванты - массивные тросы, удерживающие конструкции проезжей части моста между опорами. На момент заморозки строительства этот пилон почти достроили в высоту, однако дальнейшим планам не суждено было сбыться, и строительство остановили. Никуда не делся с тех пор высокий башенный кран, благодаря которому и "растёт" пилон. В чём же его "изюминка"? А в том, что этот кран, по некоторым сведениям, до сих пор остаётся самым высоким башенным краном в Украине. Учитывая его расположение посреди Днепра вблизи самого сердца города, можно предположить, какие виды открываются с его вершины. Вполне естественно, что посещение этого крана стало моей основной высотной "мечтой", а впоследствии - и целью. И эта цель была достигнута. Впереди вас ждёт фоторассказ о том, как я провёл на вершине нашего города незабываемые два вечера, ночь и утро. Начнём!

Внимание! Ни в коем случае не пытайтесь повторить это дома! И вообще, разберитесь, откуда у вас дома окзался 200-метровый башенный кран!
P.S.: а если серьёзно, крайне не рекомендую посещать этот объект, т.к. это представляет опасность даже для людей с опытом подъёма на высоту. Не рискуйте своей жизнью, здоровьем и свободой.

Итак, у подножия пилона, на просторном фундаменте, закреплённом на дне Днепра, стоит кран, который помогал возводить пилон во время строительства. Кран в нескольких местах для устойчивости прикреплён к самому пилону. На строительстве моста работал (а сейчас - отдыхает) итальянский башенный кран Terex Comedil CTL 180-16 с плоским верхом и изменяемым вылетом стрелы, грузоподъёмностью 16 тонн. Сам кран выглядит очень красиво, несмотря на то, что без работы он простоял много лет. В документации по крану не удалось найти точное значение его высоты (кран умеет "расти" за счёт добавления секций, кроме того, вершина крана изменяет свою высоту за счёт изменения угла наклона стрелы). Поскольку высота этого крана нередко вызывает споры в среде руферов и не только, я решил определить его высоту самостоятельно. К сожалению, на момент посещения крана у меня не было ни альтиметра, ни лазерного дальномера, но это не помешало найти и рассчитать всё достаточно точно. Для начала узнаем, какой высоты у нас должен быть пилон. Для этого обратимся к книге М.М. Корнеева "Стальные мосты". Здесь приведена схема, на которой обозначены размеры конструкций пилона.

Теперь у нас имеется значение высоты ключевых элементов конструкции пилона. Дальше - дело техники: берём фотографию пилона, на которой виден и кран, и определяем масштаб фотографии. Зная, сколько пикселей приходится на 1 метр реального размера объекта, остаётся лишь определить расстояния от ключевой точки до нужных нам высот. Такой ключевой точкой станет вершина верхней перемычки пилона, на чертеже у неё указана высота 141 метр, из которой нам нужно вычесть высоту фундамента на чертеже - 15 метров. Получается, что эта точка расположена на высоте 126 метров над уровнем фундамента. Остальные высоты вычислим с учётом уже известного масштаба, и вот что получается:

Как видите, кабина машиниста крана расположена на высоте 156 м, верхний край короткой стрелы (кто знает, как она называется правильно, подскажите в комментариях) - 166 метров, а верхний край основной стрелы располагается на высоте 200 метров над основанием! Это делает наш кран самым высоким сооружением в Запорожье - даже телевышка ниже на 4 метра! Но в мире бывают краны ещё повыше - так, самым высоким краном в Европе ещё 5 лет назад был признан 317-метровый кран в Лондоне. А по состоянию на конец лета 2016 года самый высокий кран в мире находился в Китае - его высота аж 640 метров!

Наконец перейдём от нудных цифр и фактов к самому интересному - видам, открывающимся с вершины нашего запорожского крана. Как оказалось после подъёма, это действительно самая интересная с точки зрения видов "вершина" нашего города. Отсюда видно практически всё Запорожье. Обратите внимание на огромную тень от пилона, которую мы не замечаем с земли.

Даже вершина недостроенного пилона осталась далеко внизу. Изнутри пилона устрашающе торчит арматура.

Отсюда открывается невероятно красивый вид на остров Хортица и пригород. Леса, поля, балки - всё как на ладони. Рассматривать детали можно бесконечно долго.

Большинство фотографий в этом рассказе сделаны с вершины короткой стрелы, расположенной на высоте 166 метров над основанием крана. Вдоль стрелы на небольшую площадку ведёт лестница, при взгляде на которую сверху вниз создаётся впечатление, что она ведёт прямиком в пропасть.

Опоры моста кажутся отсюда маленькими и низкими.

Вдаль по острову Хортица уходит дорога, которая должна была связать между собой два новых моста.

Больше всего впечатлил вид на Набережную. С этого ракурса она почти целиком видна в перспективе, создавая очень красивую геометрию в композиции с башнями Khortytsa Palace. К этому виду мы ещё вернёмся не раз.

Очень интересно смотрится с этой точки проспект Металлургов с бульваром посередине. Отсюда он виден "ребром", с McDonald's-ом, после которого начинается "зелёная" часть проспекта. Видно башенки - на Металлургов (слева) и на Кирова (справа). Когда будете в следующий раз на этой улице, обратите внимание - оттуда хорошо видно кран.

Невозможно оставить без внимания и вид на Днепр вверх по течению. Вот один из красивейших моментов - вдалеке заходит за горизонт Солнце, а в спокойной зеркальной глади реки отражается мост Преображенского.

Вода настолько спокойна, что в ней отражаются подсвеченные закатом облака. Лишь одинокая моторная лодка разрезает это природное зеркало, как желе.

В свете вечерних сумерек зажигаются фонари - не все одновременно, а отдельными участками, с разницей до нескольких минут. Отсюда это очень хорошо заметно - в одно поле зрения попадает почти весь город. Вот развязка Набережной с Тюленина, а слева - проспект Металлургов.

А ещё с высоты заметно, насколько близко к центру города находится заводы. В следующий кадр попало сразу два символа нашего города - знаменитые башенки на пл. Поляка, и металлургические гиганты.

Зато на Хортице - настоящая идиллия. Остров буквально утопает в зелени, и даже отдельные небольшие участки цивилизации выглядят спокойно и умиротворённо.

Главная транспортная артерия, соединяющая два берега Запорожья, "разрезает" Хортицу на две неравные части. Слева вдалеке виден второй недостроенный мост - через Старый Днепр. Сейчас там частично возобновлено строительство.

А вот и кусочек Бабурки - район "Универсама".

Где-то в частном секторе на окраине города жгут костёр. Дым от него благодаря безветренной погоде накрывает огромную территорию.

В одном кадре - "пьяный дом" на ул. Малой, "ворота города" с двумя башенками на пл. Запорожской, и остров в верхнем бьефе Днепровской ГЭС, который на момент написания этого рассказа всё ещё оставался островом Ленина.

Тысячи огней светятся до самого горизонта...

А вот и главный символ нашего города - ДнепроГЭС. Жаль, не на всех водосливных отверстиях и опорах-"бычках" работает подсветка, но всё равно красиво.

А вот и тот самый вид на Набережную. Когда включились фонари, он стал просто невероятно красивым. Бесконечная гирлянда огней красиво огибает синие башни-близнецы, уходя вдаль. Этот вид - самый впечатляющий городской пейзаж из тех, которые мне посчастливилось увидеть своими глазами.

Набережная поближе: сплошная полоса огней теперь разделилась на отдельные фонари. Кстати, эти снимки Набережной уже исторические - не так давно во всех фонарях улицы оранжевые натриевые лампы заменили на более экономные светодиодные светильники белого цвета.

На горизонте справа - подъём по ул. Космической.

На город опускаются живописные вечерние сумерки.

Хортица и Бабурка в свете Луны.

Что ж, настала ночь, и пришла пора спускаться.

Мой рассказ мог бы закончиться на этом месте, но под впечатлением от увиденного я принял решение посетить кран не один раз. Сразу же после спуска появилась новая цель - вернуться сюда, чтобы встретить рассвет на вершине самого высокго крана в Украине. Увидеть родной город на рассвете с такого ракурса - действительно бесценно, и уже спустя несколько дней мне удалось подняться сюда снова.

И сейчас у вас будет возможность увидеть своими глазами то, что удалось в то утро увидеть мне. Рассвет после короткой летней ночи не заставил себя долго ждать, и ещё под покровом темноты я отправился наверх, навстречу новому дню. Уже в конце подъёма северо-восточный горизонт посветлел, разгораясь живописными красками. Город скоро начнёт просыпаться.

Ещё один вид на Набережную, теперь уже утреннюю. Утро выдалось невероятно тихим и туманным.

С утренним туманом незаметно смешивается и заводской дым.

Здесь работа не прекращалась ни на минуту, даже ночью всё кипит, дымит и светится. Особенно сильно ночью и под утро начинаются выбросы в атмосферу всяких нехороших веществ. Пока мы не видим. Город засыпает, просыпается мафия.

В какой-то момент ветер стал совершенно тихим. На такой высоте это огромная редкость - пока на земле дует едва заметный лёгкий ветерок, наверху может твориться дикий треш, ветер может буквально сбивать с ног. Но сейчас анемометр на вершине крана стал крутиться всё медленнее, пока в какой-то момент не остановился полностью. Ветер утих, и наступила глубокая предрассветная тишина. Дым из труб вдалеке стал подниматься вертикально вверх, словно пытаясь выманить наружу спящее под горизонтом солнце.

Перистые облака вспыхнули ярким пламенем, осветив всё вокруг ярко-оранжевым светом. Скоро восход.

Внизу на воде начинает появляться лёгкая рябь, растворяющая отражение арок моста. Наверху при этом нет даже намёка на ветер.

Дым и туман наполняют улицы плотной молочной пеленой.

Доброе утро, Запорожье!

Едва успели первые лучи коснуться окон сонных микрорайонов, как помчалась навстречу новому дню электричка. Несколько секунд назад она покинула станцию "Запорожская Сечь" на острове Хортица.

В лучах утреннего солнца постепенно принимают очертания, выплывают из тумана детали. Здесь, на Хортице, каким-то неведомым образом ужились две стихии - индустриальная и сакральная. Позади высоких электроопор, именуемых запорожцами "Тремя Мачтами" (о них будет отдельный рассказ в этом блоге) - историко-культурный комплекс "Запорожская Сечь". Слева вверху - холм со смотровой площадкой и высоким флагштоком.

С высоты всё выглядит необычно - игрушечные электроопоры, дома, башенки... По дороге едет крошечная машина. И только заводы всё такие же большие, как с земли.

Проспект Металлургов. Даже в самом центре города ещё почти нет машин - лишь одинокие маршрутки ждут пока ещё одиноких пассажиров. Но очень скоро всё изменится, и жизнь внизу начнёт кипеть.

На следующем снимке немного видно сине-жёлтые перила арочного моста, соединяющего Хортицу с правым берегом. Посмотрите, какая Хортица зелёная - она выглядит как сплошной массив из деревьев! Это действительно "лёгкие" нашего города, бесценная природа, которая дарит жизнь.

По традиции сравним высоту нашего объекта с соседними вершинами. Внизу по центру - левобережные "Три Мачты", выше слева - один из самых высоких домов в центре города, он находится на ул. Лобановского. Вверху - две башни в конце проспекта.

Башенка на ул. Верхней. Сразу за ней начинается индустриальный мир, утопающий в подсвеченном золотым солнцем дыму.

Свет утреннего Солнца пробивается сквозь туман, создавая причудливые тени в толще пелены.

Индустриальных пейзажей - хоть отбавляй. Тут и трубы, и градирни, и краны, и опоры ЛЭП. И, конечно же, дым.

Много дыма.

Стоит повернуться в другую сторону - и сразу видишь совершенно другой мир. Здесь нежный утренний туман окутывает Днепр и Хортицу, берега которой отражаются в зеркальной глади воды.

Запорожье - город контрастов. Этот мост соединяет два мира - мир девственной природы, и мир городской суеты. Мир сказочных лесов, птиц и зверей, и мир мощных промышленных гигантов.

Взгляните еще раз на фото выше и обратите внимание на лодки рыбаков на Днепре. Да-да, те самые маленькие точечки на воде - это лодки. И одну из них на фото выше вы скорее всего сразу не заметите. Помогу вам немного, приблизив нужный участок. Если найдёте её здесь, вернитесь на предыдущее фото и попробуйте обнаружить её там)

Когда я отправлялся на вершину крана, я вспомнил, что когда-то там был установлен на небольшом флагштоке наш государственный флаг. Ещё тогда, когда стройка работала. С тех пор прошло много лет, флаг истрепался и от него ничего кроме флагштока не осталось. Тут-то и пригодился флаг, который я бережно хранил дома больше двух лет, в ожидании очередной вершины. Теперь он живёт здесь, в одном из самых необыкновенных мест нашего города.

Солнце поднимается всё выше, с особой скоростью прогревая неподвижный воздух. Летнее утро с первых минут становится жарким, а впереди - долгий спуск по бесконечной лестнице. Пришла пора прощаться, забирая с собой бесценные воспоминания и эмоции. Покорена не просто ещё одна вершина. Это место запомнилось мне среди прочих особенно сильно - пожалуй, нигде больше не отыскать столь необычные ракурсы на привычные нам места. Несомненно, эта вершина стала одной из ключевых для моего фотопроекта "Высокое Запорожье". Я от всей души благодарю вас за то, что совершили со мной это путешествие и дочитали рассказ до конца. Впереди - много интересного! Продолжение следует!

См. также:

Высокое Запорожье: труба на Бабурке (120 метров, 50 фото)
Труба, которой больше нет: 60 высотных фотографий Запорожья, ставших историческими

Высокое Запорожье: 40 фотографий города с 60-метрового элеватора

 

Фото и текст: Алексей Толмачёв

 

 
Наверх